Вторичная профилактика суицидального поведения проводится:
1) с целью выделения групп суицидального риска и сопровождения детей, подростков и семей группы риска с целью предупреждения суицидов,
2) при поступлении информации о каждом несовершеннолетнем, склонном к суицидальному поведению, совершившим суицидальную попытку, вовлеченном в деструктивные интернет-сообщества.
1. Вторичная профилактика в первом случае направлена на выявление факторов риска, провоцирующих суицидальные наклонности, на своевременное выявление учащихся, имеющих измененное психоэмоциональное состояние, склонных к суицидоопасному поведению.
Задачи педагогического коллектива заключаются в:
- выявлении детей и подростков, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите;
- повышении осведомленности персонала, родителей и обучающихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации;
- работе с семьей несовершеннолетнего, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние;
- оказании экстренной первой помощи, обеспечении безопасности несовершеннолетнего, снятии стрессового состояния;
- сопровождении детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, способствующая позитивному принятию себя подростками и позволяющая эффективно преодолевать критические ситуации;
- включении созданной системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в образовательный процесс (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения обучающихся) в общий план действий;
- определении позиций специалистов и перечня конкретных действий при выявлении обучающегося группы риска, при угрозе обучающегося покончить жизнь самоубийством.
Мероприятия, реализующие задачи вторичной профилактики суицидального поведения в учреждении образования.
Комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска, а также оказания поддержки и помощи учащимся, оказавшихся в кризисной или трудной жизненной ситуации, например:
- разработать памятки «Маркеры суицидального состояния», «Факторы суицидального риска», «Как распознать острое кризисное состояние у учащегося», «Что делать, если учащийся высказывает суицидальные намерения» и т.п. Во всех материалах важно указывать службы и организации, где можно получить помощь,
- приглашать врачей-психотерапевтов и врачей-психиатров-наркологов с информацией по проблематике депрессии, личностных расстройств и суицидального риска несовершеннолетних,
- информировать о возможности получения консультативной психологической помощи (как в учреждениях образования, так и в учреждениях здравоохранения).
Участие в создании информации и обеспечении доступа к ней учащихся и педагогов, позволяющей сориентироваться в собственном состоянии или состоянии учащегося, и контактами служб, оказывающих помощь (например, стенды, информационная онлайн-платформа, где размещена информация о маркерах депрессивного и суицидального состояния и контакты служб, в которые можно обратиться за помощью).
Ежегодное психодиагностическое обследование по выявлению факторов высокого риска суидицоопасного поведения среди несовершеннолетних в учреждении образования.
Индивидуальные и групповые занятия с несовершеннолетними «группы риска», оказание социальной поддержки, повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности.
На этом этапе предусмотрено проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися, имеющими высокий суицидальный риск, по обучению социальным и поведенческим навыкам, снятию эмоционального напряжения, развитию фрустрационной толерантности и др.
Задачи педагога-психолога на данном уровне:
Проведение ежегодного психодиагностического обследования по выявлению риска суицидоопасного поведения обучающихся.
На основании данных ежегодного психодиагностического обследования, а также анализа наблюдений всех участников образовательного процесса (учителей-предметников, классных руководителей (кураторов), воспитателей, одноклассников (одногруппников), законных представителей и т.п.), дополнительной диагностики (при необходимости), жалоб учителей, запросов законных представителей – выделение учащихся группы риска, в том числе имеющих комплекс суицидальных факторов.
Проведение дополнительной диагностики (при необходимости), позволяющей оценить патохарактерологические особенности (неустойчивый тип акцентуации в сочетании с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным), уровень тревожности и агрессивности, степень дезадаптации, степень суицидального риска.
Анализ диагностических данных с выходом на рекомендации.
Участие в разработке и реализации индивидуальной программы (плана) сопровождения, определение ориентировочных сроков кризисной поддержки.
Реализация своей части ответственности при работе с семьей учащегося (консультирование родителей по вопросам проблемных взаимоотношений с ребенком).
Разработка памяток для родителей и педагогов (как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что с этим делать, в какие службы можно обратиться за помощью).
Содействие сотрудничеству педагогических работников и законных представителей с другими специалистами.
2. Во втором случае вторичная профилактика осуществляется с группой учащихся, прямо или косвенно информирующих о суицидальных намерениях и имеющих факторы суицидального риска.
Основной задачей работы на данном этапе профилактики является предотвращение суицида. Необходимо помнить о способах, которыми несовершеннолетние могут информировать окружающих о намерении совершения суицида.
На этом этапе работы педагог-психолог оценивает риск совершения суицидальных действий. С этой целью можно использовать, например, такие диагностические методики, как «Опросник суицидального риска» (ОСР) (модификация Т.Н. Разуваевой), «Шкала оценки риска суицида» Паттерсона (ШОРС, The Sad Persons Scale, Patterson et al., 1983), «Шкала безнадежности» Бека (Hopelessness Scale, Beck et al., 1974).
Существует 3 степени риска:
1. Незначительный риск:
- наличие суицидальных мыслей без определенных планов;
2. Риск средней степени:
- наличие суицидальных мыслей,
- наличие плана без срока,
- наличие суицидальных попыток в анамнезе;
3. Высокий риск:
- наличие суицидальных мыслей, суицидальные мысли, идеи вербализуются,
- разработан план совершения суицида,
- есть сроки реализации,
- есть средства для совершения суицида,
- отсутствуют надежды на будущее.
В рамках каждой из степеней риска существуют определенные стратегии и действия.
Первоочередные (начальные) задачи педагога-психолога при незначительном риске:
- важно предложить учащемуся эмоциональную поддержку;
- проработать суицидальные чувства (одиночество, печаль, отчаяние, обида, стыд, вина, гнев и т.п.);
- сфокусировать внимание на сильных сторонах учащегося, опыте удач и удачных решений проблемных ситуаций;
- при предположении о наличии депрессии или расстройства личности – направить к врачу-психотерапевту или врачу-психиатру-наркологу;
- наладить постоянное консультирование на период преодоления кризисного состояния;
- информировать законных представителей о наличии суицидального риска.
Первоочередные (начальные) задачи педагога-психолога при наличии риска средней степени:
- важно предложить учащемуся эмоциональную поддержку;
- проработать суицидальные чувства (одиночество, печаль, отчаяние, обида, стыд, вина, гнев и т.п.);
- укрепить желание жить (через работу с амбивалентными чувствами);
- заключить «контракт»;
- при предположении о наличии депрессии или расстройства личности – рекомендовать обратиться за дополнительной консультацией к врачу-психотерапевту или врачу-психиатру-наркологу;
- информировать законных представителей о наличии суицидального риска;
- связаться с друзьями, содействовать усилению эмоциональной поддержки в семейной и дружеской среде.
Ведение случая высокого суицидального риска.
В случае выявления факторов высокого риска суицидальных действий следует опираться на положения «Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних» и придерживаться алгоритма действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению.
При этом можно рекомендовать также следующее:
1. Целесообразным видится ведение специалистом СППС (как правило, педагогом-психологом) банка данных об учащихся группы суицидального риска. Специальная форма для такого документа не предусмотрена. Можно опираться на потребности педагога-психолога в информации, к которой важен быстрый доступ, например: ФИО учащегося, дата выявления, способ выявления, имеющиеся суицидальные и антисуицидальные факторы.
В эту группу включают учащихся с выявленным суицидальным риском (по результатам диагностики и наблюдения, сведений, полученных от одногруппников, куратора, воспитателя общежития, преподавателей).
2. При выявлении высокого риска суицида (вне актуального суицидального поведения) – можно инициировать консилиум (представитель администрации, специалисты СППС, законные представители, классный руководитель (куратор) (при необходимости)). Документами, сформированными в результате работы консилиума, могут быть протокол консилиума и программа сопровождения подростка. Все участники информируются о неукоснительном соблюдении принципа конфиденциальности.
3. Индивидуальный план (программа) работы с подростком:
- отслеживание психоэмоционального состояния,
- индивидуальная работа с учащимся, законными представителями;
- групповая работа: работа с учебным коллективом учащегося (класс, группа), вовлечение учащегося в тренинги, др. формы групповой работы).
При проведении работы по индивидуальному плану (программе) важно отмечать проделанную работу в «Журнале учета консультаций участников образовательного процесса» (отмечать, что даны рекомендации (педагогам, законным представителям), какие мероприятия планируются и т.п.).
Первичная экспертная оценка суицидального поведения
При любом сообщении о факторах высокого суицидального риска проводится первичная экспертная оценка суицидального поведения. Каждая оценка суицидального поведения должна включать в себя:
- проверку имеющих отношение к суициду факторов риска (из наблюдений куратора, одноклассников, преподавателей и т.п.);
- историю проявлений суицидального поведения;
- неизменяемые биологические, психосоциальные, психические, ситуативные условия или состояние здоровья (заболевания, в том числе психические расстройства, употребление ПАВ, жизненная ситуация);
- степень проявления текущих суицидальных симптомов, включая уровень ощущения безнадежности;
- внезапные сильные факторы стресса (утраты, крушение романтических отношений, неуспех в учебной деятельности, насилие, серьезные конфликты со значимыми людьми);
- уровень импульсивности и самоконтроля («Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО) А.Е. Личко: характерны для неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным типами личности);
- защитные факторы (антисуицидальные факторы) – отсутствуют или минимальны.
Правила реагирования в ситуации высокого суицидального риска (актуальное суицидальное поведение)
В случае высокого суицидального риска в ситуации актуального суицидального поведения нужны меры незамедлительного реагирования:
1. Прежде всего, важно не оставлять учащегося одного, попытаться успокоить его, снизить его тревогу:
- ограничить доступ к средствам самоповреждения и способам суицида,
- убрать из зоны досягаемости все предметы, которые возможно использовать прямо с целью суицида,
- ограничить возможность открыть окно или выйти на крышу: падение с высоты – второй по популярности способ суицида в городской среде,
- ограничить возможности перемещения учащегося.
2. Немедленно информировать законных представителей о ситуации риска, в которой оказался учащийся, и о необходимости оказать ему экстренную помощь.
3. Позвонить в службы экстренной помощи. Работа экстренных служб необходима в ситуации попытки или завершенного суицида:
После снижения риска попытки суицида при сохранении и/или при наличии высокого риска суицида задачами педагога-психолога являются:
1.1. Содействие организации и участие в работе консилиума по суицидальному случаю(члены консилиума: представитель администрации, специалисты СППС, классный руководитель (куратор), т.е. те люди, которые могут повлиять на кризисную ситуацию). Для сохранения конфиденциальности информации о суицидальном риске возможно педагогу-психологу обсуждать с руководителем, а далее, при его поддержке, давать рекомендации остальным участникам образовательного процесса, имеющими ресурсы влияния на кризисную ситуацию.
1.2. Участие в составлении плана сопровождения кризисного случая (индивидуальный план работы с учащимся в кризисной ситуации). При общении с включенными в ситуацию взрослыми (в первую очередь законными представителями, классным руководителем (куратором), педагогическими работниками) педагог-психолог:
- получает сведения от родителей, преподавателей (а впоследствии – у одногруппников и друзей подростка) об изменениях в поведении учащегося, их продолжительности, актуальной ситуации и возможных провоцирующих событиях, а также о наличии иных суицидальных и антисуицидальных факторов);
- получает информацию о наличии и качестве поддержки от семьи, педагогов и сверстников;
- заручаясь поддержкой администрации, формирует установку у преподавателей (особенно фрустрирующих) и родителей о необходимости поддержки и понимания учащегося в кризисной ситуации.
2. Определение шагов индивидуальной социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
3. Проведение индивидуальной психо-коррекционной работы с учащимся.
4. Организация групповой работы в учебной группе и включение в нее учащегося с целью восстановления навыков адаптации (это может быть командообразующий или коммуникативный тренинг, тренинг фрустрационной толерантности и т.п., в зависимости от выявленных у учащегося сложностей).
5. Организация и проведение консультаций для включенных в случай преподавателей, родителей и детей.При отсутствии ресурса СППС – информирование об организациях и службах, где можно получить такого рода помощь.
6. Мониторинг психоэмоционального состояния учащегося.
Работа с администрацией и педагогами
Информирование администрации учреждения образования о кризисном случае.
Содействие организации консилиума с участием представителей администрации и других взрослых, имеющих возможность оказать влияние на ситуацию (классный руководитель (куратор), законные представители).
Организация и проведение консультаций (индивидуальных и групповых) для включенных в кризисный случай взрослых (классный руководитель (куратор), законные представители, педагоги), целью которых будет разработка стратегии взаимодействия с учащимся и группой риска на период преодоления кризисной ситуации.
Среди педагогического состава учреждения образования важно определить тех, кто может оказывать эмоциональную поддержку учащемуся, и тех, кто оказывает фрустрирующее влияние на студента. При поддержке администрации важно дать рекомендации преподавателям для минимизации фрустрирующего воздействия и активизации поддерживающего.
Также педагогические работники и представители администрации, которые включены в кризисный случай, нуждаются в выражении своих чувств и переживаний. Специалисты СППС могут предоставить им возможность групповой или индивидуальной консультации, в том числе с участием приглашенных специалистов (кризисных психологов, педагогов-психологов СПЦ и пр.), т.к. педагог-психолог и социальный педагог также могут нуждаться в помощи. Альтернативным вариантом может быть информирование о службах и организациях, оказывающих консультативную психологическую помощь в регионе.
Содействие в организации коммуникации по обмену сведениями об изменениях в ситуации (при изменении в поведении и состоянии учащегося, находящегося в кризисной ситуации).
Работа с обучающимся
Задачи педагога-психолога при наличии высокого риска (вне актуального суицидального поведения):
1. Оказать эмоциональную поддержку. Установить контакт и сформировать доверительные отношения.
При наличии всех признаков суицидального риска, но не при актуальном суициде – возможна интервенция (без этапа выстраивания доверия) – «Я знаю твой план. Давай разбираться, что происходит».
2. Выявить актуальную зону напряжения и источник психологической боли (отношения с родителями, педагогами, сверстниками, драма в романтических отношениях, отношение к будущему и т.д.).
3. Совместно с подростком сформировать план работы. Заключить контракт. (Контракт составляется в произвольной форме).
Это важная процедура, направленная на локализацию кризисной ситуации, формулирование ее в понятных для подростка терминах, достижение соглашения о кризисной ориентации коррекционной работы, сроках реализации коррекционного плана, разделении ответственности за результат совместной работы, признание способности самостоятельно контролировать свои суицидальные тенденции и отвечать за принятие решений и их выполнение. В контракте также фиксируется договоренность об обязательном информировании педагога-психолога в ситуации актуализации желания совершить суицид.
4. Раскрыть суицидоопасные переживания. Проработать суицидальные чувства (одиночество, обида, боль, страх, стыд, вина и т.п.).
5. Укрепить желание жить (через работу с амбивалентными чувствами и активизацию антисуицидальных факторов).
6. Улучшать понимание и принятие себя.
7. Мобилизовать адаптивные навыки проблемно-решающего поведения (формирование навыка позволяет находить альтернативные суициду способы решения жизненных трудностей).
8. Развивать коммуникативные навыки (в том числе навык разрешения конфликтов), тренировать способность переносить фрустрацию, расширять спектр копинг-стратегий, обучать способам снижения нервного напряжения, развивать навыки саморегуляции.
Рекомендации по проведению работы с учащимися, находящимися в кризисном состоянии, представлены в приложении 9.
Работа со сверстниками
На этапе работы с учащимися, демонстрирующими факторы высокого суицидального риска, задачами педагога-психолога являются:
1) изучить отношения со сверстниками (одноклассниками (одногруппниками) и друзьями из учреждения образования);
2) содействовать усилению эмоциональных поддерживающих связей со значимыми сверстниками;
3) при наличии конфликтов со сверстниками – оказать помощь в их разрешении;
4) организовать работу по укреплению дружественной атмосферы в классе (группе);
5) организовать групповые формы работы и включать в них учащегося, например, тренинги:
- по развитию коммуникативных навыков,
- разрешению конфликтов,
- фрустрационной толерантности,
- эмоциональной саморегуляции.
Цель групповых занятий зависит от сложностей учащегося в кризисной ситуации.
Работа с законными представителями
Задачами педагога-психолога в учреждении образования при работе с законными представителями будут являться следующие:
1) организовать консультации с родителями, дать рекомендации по выстраиванию оптимальных отношений с учащимся, по оказанию помощи в преодолении кризисной ситуации;
2) в случае необходимости оказания психотерапевтической помощи семье у педагога-психолога должна быть информация, которую он сможет предоставить законным представителям (телефон, адрес, условия оказания помощи);
3) в случае отсутствия мотивации у родителей сотрудничать с целью преодоления кризисной ситуации – инициировать консилиум для выработки способов взаимодействия с родителями для организации помощи учащемуся.
Завершение случая
После реализации комплекса мер для преодоления кризисной ситуации целесообразно провести повторную диагностику наличия риска суицидальных действий. Подбор диагностических методик зависит от первоначальных причин появления суицидальных намерений и зон напряжения.
ВАЖНО! Если результаты диагностики демонстрируют стабилизацию ситуации и информация о стабилизации подтверждается в окружении учащегося (родители, одногруппники, друзья, преподаватели) – случай можно завершать.
раскрыть » / « свернуть